АВТОДЕТАЛЬ - Продажа и доставка шин и масел 

 

Свинцово-кислотные стартерные аккумуляторные батареи (АКБ), применяемые на автомобильной технике различных типов, имеют одну неприятную особенность, которую необходимо учитывать при эксплуатации. При несоблюдении правил обслуживания, главное из которых заключается в своевременной доливке дистиллированной воды в банки батарей для поддержания уровня электролита над пластинами (10-20 мм. в корпусах старых конструкций и 20-40 мм. - в новых), у аккумуляторов снижается работоспособность в режиме пуска двигателя и уменьшается надёжность их работы.

   Из теории работы свинцовых аккумуляторов известно, что процесс их заряда (на автомобиле или на стационарном стенде) сопровождается разложением воды, находящейся в электролите, на газ - водород и кислород. Часть выделяемого кислорода (в атомарном состоянии имеет отрицательный заряд) оседает на жилах решёток положительных пластин, окисляя их и сокращая ресурс батареи. Другая часть выделяющегося кислорода и водорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его «кипения», скапливаются под крышками в каждой банке аккумулятора. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет препятствий, то газ легко рассеивается в окружающей среде через эти отверстия. Газ, состоящий в основном из смеси кислорода и водорода (в некотором количестве в этой смеси присутствуют и другие газы) при наличии искры (открытого пламени) горит во взрывном режиме.

   Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту в закрытом пространстве. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (при сбоях в работе регулятора напряжения) увеличивается интенсивность газообразования внутри батареи и, следовательно, возрастает его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объём под крышками банок внутри корпуса аккумулятора, что пропорционально увеличивает силу возможного взрыва. Скоплению газа около батареи может способствовать применяемое утепление аккумуляторной батареи в зимнее время с целью поддержания её теплового баланса.    В описанных условиях любое появление искры (от неисправной электропроводки, либо наличие открытого огня, к примеру - сигареты) опасно для аккумулятора - происходит взрыв и разрушение корпуса батареи. Детали корпуса при разрушении могут причинять повреждения окружающим предметам и людям. Возникновение искры возможно также от проводов в местах соединения их с полюсными выводами в момент возникновения нагрузки на аккумулятор или при тряске (когда длительное время полюсные выводы батареи и внутренняя поверхность наконечников не очищаются от окислов, нарушается нормальный электрический контакт). Образование искры возможно также между деталями внутри самой батареи, когда уровень электролита значительно ниже верхних кромок пластин.

   Вот так, нарушения техники безопасности и режима обслуживания аккумуляторной батареи, отклонение технических показателей компонентов электрооборудования от установленных норм, служат причиной скопления выделяющегося «гремучего» газа внутри банок, возникновения взрыва и разрушения корпуса аккумулятора. Если внутренние соединения в батарее после взрыва газа сохраняют работоспособность (проверяется разрядом на вилку-пробник), то можно полагать, что дефекта в батарее нет и не было, а причина взрыва связана с несоблюдением правил эксплуатации и внешней искрой.

   Наличие трещин на боковых стенках корпуса батареи и повреждения внутренних перегородок между банками аккумулятора свидетельствуют о низком уровне электролита. В банках с нормальным уровнем жидкости стенки корпуса защищены ею от давления взрыва и не получают повреждений - трещины в таком случае могут быть только на крышке.

   Такой случай является негарантийным и не может являться основанием для бесплатной замены батареи или возмещения её стоимости, даже если он имел место в момент действующего гарантийного срока, определённого изготовителем.

   Справедливости ради, надо отметить, что автоматические системы заливки на производстве аккумуляторов иногда, очевидно, из-за сбоев автоматики, недоливают электролит в батареи и в некоторых случаях они выходят в продажу с неполным объёмом заполнения банок, что создаёт опасность скопления газов и взрыва. Такое на практике встречается. Поэтому важно при установке новой батареи на автомобиль проводить контроль за наличием нормального уровня электролита в каждой банке (при наличии пробок, конечно). Иногда это позволяет избежать неприятностей.